О нюансах, с которыми могут столкнуться предприниматели Хабаровского края, которые решили торговать с Китаем, наш корреспондент беседует с Иваном Сухановым, руководителем Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края

— Иван Анатольевич, растет ли интерес к нашим продуктам с китайской стороны?

— В связи с тем, что мы географически очень близко расположены, интерес к нашим продуктам всегда был, но сейчас — в связи с валютными изменениями — им стало выгоднее покупать наши товары. Играет роль и другой фактор: в Китае сформировалась прослойка среднего класса, готовая потратить больше денег на более качественные продукты питания. Ведь ни для кого не секрет, что у нас продукты питания более качественные.

— А какие именно товары пользуются спросом в Китае?

— Шоколад, сладости, печенье. У нас в основном соблюдаются и нормативы ГОСТа, исходное сырье и материалы у нас намного выше качеством.

— С чем это связано?

— Исторически так сложилось. Вероятно, сыграла свою роль и культура потребления. А у Китая сейчас есть возможность за свои деньги покупать более качественную продукцию. В центрах приграничной торговли можно заметить ажиотаж на сладости. Если вы были в Фуюане, то наверняка заметили большой выбор российского печенья, шоколада (на продажу). Еще соки наши хорошо идут. К сожалению, китайские законы не разрешают импортировать в страну молочные продукты, кроме мороженого.

— Для нашего бизнеса Китай стал интереснее?

— Однозначно. Особенно за последние два-три года. Внешнеэкономическая деятельность в китайском направлении всегда была интересна, но раньше был импорт, а теперь — экспорт.

— Какие ограничения стоят на пути наших бизнесменов в этом направлении?

— Проще показать на примере. Бывают компании, которые хотят зайти на китайский рынок, но они не могут гарантировать постоянные крупные объемы. Например, на уровне приграничных магазинов они работать могут. А если выходить на миллиардное население Китая, которое потребляет большое количество продукции, сложнее.

Вторая сложность — нет четкости и понимания структуры (китайского) рынка. Например, компаниям очень сложно выходить напрямую на конечного потребителя. Очень много посредников возникает.

— Правительственных?

— Как правило, это просто коммерсанты, которые заявляют, что являются конечными потребителями, но фактически являются какими-то промежуточными звеньями. Это, наверное, практика не только китайская. Но на то, чтобы понять эту систему, требуется время — может, год или два. Эти звенья влияют и на конечную цену, и на то, насколько предпринимателю там будет выгодно работать. Если там один, второй, третий накрутил, то при всей выгодности нашей цены здесь по отношению к качеству, в итоге получается то, что конечному потребителю может быть и невыгодно.

— А со стороны России препятствия для экспорта есть какие-то?

— Есть ограничения в экспорте продукции двойного назначения, но конфеты и печенье ею вряд ли являются. Они даже не облагаются пошлиной. Сырье — да, а продукты — нет.

— Вот, допустим, я хочу экспортировать в Китай варенье.

— Сначала вам придется привести производственные процессы в соответствие с требованиями международной системы ХАССП (это, кстати, сейчас становится обязательным не только для целей экспорта).

— Сложно?

— Это трудоемко, требуются усилия.

— А дальше?

— Что для наших экспортеров является заградительным барьером, так это Россельхознадзор. Если вы экспортируете продукт животного или растительного происхождения, надо получать от них сертификат. Это базовое «предусловие» для экспорта. Этот сертификат позволяет подавать заявку на специальный «экспортный» документ от Россельхонадзора. Если зайдете на сайт Россельхознадзора, увидите там все аккредитованные предприятия — это, к примеру, «медовики» наши. То есть, они имеют право экспортировать свою продукцию в соответствующую страну, например, если они подавали заявку на экспорт в Китай, то им присваивается, так называемый «китайский номер».

— Это сложно?

— Это несложно, но долго. Справедливости ради, стоит отметить: когда я с ними общался кулуарно, мне сказали, что они не привыкли к тому, что такой большой объем продукции движется в обратном направлении. То есть,  процесс не отлажен еще. Они сами находятся в процессе обучения, становления.

Есть еще загвоздка на региональном уровне: при получении необходимого ветеринарного сертификата ветслужба — были прецеденты — трактуют законодательство на свое усмотрение. К примеру, предприятие производит мороженое. А их заставляют делать забор, как для коровника, дескать, они там используют молоко — хотя компании вообще используют сухое молоко, потому что это безопаснее.

— Палки в колеса?

— Сложно так это называть. У них есть свой инструментарий. Вот написана бумажка — нормативный документ. И чиновник говорит: «У меня документ». То есть, существующие нормативы позволяют трактовать ситуацию на свое усмотрение.

— Так, сертификаты собрали. Что дальше?

— Если вы планируете экспортировать в КНР, то могут возникнуть сложности с китайской стороны, и в зависимости от продукта есть свои нюансы. Например, если мы говорим о сое или муке, в Китае на них существует система квотирования. На один регион определяется такое-то количество тонн муки. Есть компании, которые каким-то образом выбирают эту квоту, забирают ее под себя. То есть. только она имеет право импортировать этот вид товара в регион. Но это распространяется не на все виды продукции. Так что, надо действовать по принципу: глаза боятся, руки делают.