12 августа 2016 г. состоялось заседание комитета по устранению барьеров в развитии предпринимательства Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края, на котором рассматривался вопрос об административных барьерах в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории края.

Заседание комитета проводилось по инициативе предпринимателей, обеспокоенных отсутствием прозрачности в действиях уполномоченных органов местного самоуправления, ответственных за организацию регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.

 

Предприниматели Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре говорили об отсутствии ясных и понятных норм, регламентирующих весь процесс организации перевозок, начиная от ведения реестра регулярных маршрутов, на основе сведений которого формируется предмет конкурса на право осуществления перевозок, и заканчивая выдачей карт маршрутов, без которых транспортное средство не может выйти на линию.

 

Особое волнение вызвали у перевозчиков итоги городского конкурса на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Хабаровске.

На пресс-конференции по результатам конкурса и.о. начальника управления транспорта мэрии Сергей Суковатый заявил, что на тридцать одном маршруте, по которым проводился конкурс, будут работать 302 автобуса со средним сроком эксплуатации 7,4 года. Сегодня, по его словам, средний возраст городских автобусов составляет 14 -15 лет. Все заявленные автобусы должны быть оборудованы информационными электронными табло в качестве указателей маршрута, устройствами для автоматического информирования пассажиров, громкой связью, системами видеонаблюдения в салоне транспортных средств. Кроме того, на 298 автобусах предусмотрено наличие кондиционеров, на 223 – низкий пол, на 249 – оборудование для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.

Подчеркнем, что эти детали не случайны. Их наличие в заявке значительно увеличивало шансы участников конкурса на выигрыш. Чтобы выиграть этот конкурс, часть претендентов не скупилась на обещания приобрести автобусы с низким полом (а это плюс 5 баллов), оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями (еще плюс 5 баллов). Конкурсной комиссией проверка заявленных характеристик транспортных средств претендентов не проводилась. В итоге победили те, у кого таких новаций оказалось больше. Но больше, как оказалось, на бумаге, а не на деле. Проигравшие предприниматели стали бить тревогу.

Естественно, мимо этой проблемы не могли пройти представители бизнес-общественности Хабаровского края. Заместитель председателя краевого совета по предпринимательству Сергей Степанов, например, отмечает, что управление транспорта хабаровской администрации «расписалось в своей безответственности, заявив о выходе на городские маршруты 302 суперавтобусов уже 29 августа». Многие из этих автобусов еще даже не сделаны на заводе, считает он. По мнению Степанова, управлением транспорта г. Хабаровска создаются условия, поощряющие недобросовестных перевозчиков. Зато честные предприниматели зачастую оказываются за бортом.

Например, частный предприниматель Андрей Трофименко купил газовые автобусы с низким полом, но проиграл конкурс, несмотря на то, что, в отличие от части претендентов, технику имел, что называется, на руках.

Председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Андрей Сухоруков в интервью нашей редакции отметил, что "администрация города не дает согласия на то, чтобы проверить наличие новых автобусов у победителей конкурса". Доходит информация, что торгуют маршрутами, и ее не мешало бы проверить следственным органам", - подчеркивает А. Сухоруков.

В настоящее время победители конкурса на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г. Хабаровске просят продлить им срок приобретения транспортных средств с заявленными конкурсными предложениями (низким полом, оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и т.п.). Однако срок приобретения таких транспортных средств определен конкурсной документацией, изменение которой после проведения конкурса противоречит действующему законодательству. Ведь если бы остальные претенденты на участие в конкурсе могли заранее рассчитывать на продление срока приобретения автобусов, то тоже могли бы заявить максимальные конкурсные предложения и конкурировать с победителями.

По сути, прошедший в мэрии конкурс на право перевозки пассажиров автобусным транспортом в Хабаровске разделил занятых в этой сфере предпринимателей на два лагеря, чего представителям власти делать никак нельзя. Им бы нужно создать условия для развития предпринимательства, обеспечить честные правила игры, стимулировать малый бизнес на оказание качественных услуг. Но получилось до обидного наоборот. Впрочем, точку в этой истории ставить рано.

На заседании Комитета по устранению барьеров краевым органам исполнительной власти и органам местного самоуправления указано на необходимость совершенствования нормативного регулирования организации перевозок и принятия мер по упорядочиванию этого процесса в рамках действующего законодательства, а территориальным органам федеральных органов исполнительной власти даны рекомендации в части обеспечения необходимого и оперативного контроля за соблюдением установленного законом порядка использования автобусов.

 

В частности, администрации г. Хабаровска рекомендовано провести проверку готовности победителей конкурса обеспечить необходимое для работы на маршрутах количество транспортных средств с заявленными в конкурсных предложениях характеристиками. А присутствовавший на заседании комитета начальник Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Зинюк М.Г. однозначно заявил, что ни о какой "продаже" маршрутов речь идти не может: передача иным лицам карты маршрута, выданной уполномоченным органом перевозчику, незаконна.

Судя по всему, эта история будет иметь продолжение. А наша редакция будет следить за тем, как развиваются события.

 

Клим Павлов.