Работу в должности заместителя министра по развитию предпринимательства и рынков в министерстве экономического развития Хабаровского края Иван Загорский начал активно. Застать на месте его трудно, а адреса поездок, если судить по страничке в Facebook, самые разнообразные. Он успел несколько раз съездить в Чегдомын и Комсомольск, слетал в Челябинск. С интересом его принимает общественность: замминистра нарасхват на местных телеканалах и бизнес-тусовках. Все ждут от него свежего взгляда, новых подходов. Не исключение и мы, вклинившиеся в его плотный график со своими вопросами.

- Иван Олегович, вы, как говорится, в тренде. Откуда взялось такое пристальное внимание властей всех уровней к малому и среднему бизнесу? Не было, не было, - и вдруг прорвало.

-  Прорвало, потому что назрело. Бизнес слишком долго пытался выжить в одиночку, и это у него выходило не очень удачно. Предпринимателям нужны заказы, кредиты, налоговые послабления, другие преференции. Необходимы стабильность, постоянные правила, предсказуемость действий фискальных органов. Требуется защищенность от посягательств различных проверяющих инстанций и коррупционеров, защита от криминала. Всего этого явно не хватало, и дальше так продолжаться не могло.

К счастью, в нашем государстве это поняли и включили поддержку малого и среднего бизнеса в число главных приоритетов развития страны. Причем, от деклараций сразу перешли к делу. Президент страны на различных форумах прямым текстом говорит: грязные руки прочь от бизнеса, кто из государственных мужей не будет поддерживать предпринимателей, в своем кресле долго не усидит.

Для себя программу финансовой поддержки мы видим предельно конкретно. Прежде всего, это внедрение современных инструментов поддержки предпринимательства: проектного подхода, МФЦ для бизнеса, бизнес-навигатора. Обеспечение для местного бизнеса возможности участвовать в закупках у государственных компаний. Поиск инвесторов, готовых вкладываться в перспективные проекты. Здесь нам помогает такой инструмент, как инвестиционный портал Хабаровского края.

У нас также есть Фонд поддержки малого предпринимательства, который кредитует этот сегмент бизнеса под доступный процент. Он становится все более востребованным нашими предпринимателями. В крае создана стройная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. И чем больше людей воспользуются ее возможностями, тем легче будет развиваться малому  предпринимательству в крае.

- А что из себя представляет малое предпринимательство Хабаровского края?

- Это 62 тысячи юридических лиц, 32 тысячи из которых представляют индивидуальные предприниматели. Большей частью они заняты в сфере обслуживания, торговле, автобизнесе. Наши «малыши» обеспечивают треть общего экономического оборота края, занятость - более 200 тысячам трудоспособного населения края. Словом, сила внушительная и весомая, с ее дальнейшим развитием связаны и главные перспективы развития региона.

- Видно, что вы много времени уделяете созданию МФЦ для бизнеса. В частности, открывали эти центры в Чегдомыне и Комсомольске. Это, действительно, так важно? Например, мой хороший товарищ из сферы малого бизнеса не ждет милостей ни от кого и самостоятельно учится в Сколково, тратя деньги и время на то, чтобы раз в месяц на неделю летать в Москву. Может быть, и другим нужно быть такими же самостоятельными?

- Без предприимчивости и расширения кругозора бизнес не построишь – ни большой и ни маленький. И в Сколково, если есть возможность, нужно учиться. Многие желающие начать свое дело порой напоминают слепых котят: желание есть, а что делать, не знают. МФЦ для бизнеса решает эту задачу.

МФЦ для бизнеса можно условно разделить на три вида: бизнес-окно – это то, чем бизнес уже сейчас может воспользоваться вместе с физическими лицами. Бизнес-зона – когда к «окну» будет также добавляться стол консультирования и иные виды помощи. Бизнес-офис – это бизнес-зона с отдельным входом, несколькими столами, более чем 3 «окнами» МФЦ. Раньше подобную конгломерацию мы называли центром поддержки предпринимательства. Но сейчас это понятие наполнилось новым, более разносторонним и глубоким содержанием. 

МФЦ для бизнеса – эта целая сеть, которую мы уже заводим на территорию Хабаровского края.  Будем создавать МФЦ муниципального и краевого уровня. Местный уровень хорошо иллюстрируют центры в Чегдомыне и Комсомольске-на-Амуре. Краевой будет открыт в Хабаровске. Региональный МФЦ расположится в собственном здании  и объединит под одной крышей все услуги, которые требуются для бизнеса. В нем можно будет даже при отсутствии у предпринимателя своего офиса поставить ноутбук и начинать дело.

- Сейчас на слуху такой термин – бизнес-навигатор. Он реально помогает предпринимателям ориентироваться в работе или это дань моде?

- Часто бывая в районах, я убедился, что этот инструмент может быть очень действенным. Зачастую у деловых людей возникает вопрос: чем заняться, что действительно нужно в данный момент и может дать реальную отдачу?  Бизнес-навигатор решает эту задачу. Эта целая геомаркетинговая информационно-аналитическая система, которая  призвана помочь начинающим и действующим предпринимателям определить рыночные ниши для своих компаний, и даже провести предварительные расчеты для участия в закупках. В таких навигаторах будет представлена информация об имущественной поддержке, инфраструктуре городов, а также 200 типовых бизнес-планов по 75 видам деятельности.

Допустим, предприниматель  собирается открыть кафе. Он заходит на специальный Интернет-портал, указывает территорию и вид деятельности. Бизнес-навигатор показывает, сколько в городе подобных кафе. Можно будет увидеть, в каких районах их много, а где недостаток. Также высветится информация о видах господдержки и адресах ее получения.

Как видите, штука удобная. Пробная эксплуатация этого инструмента уже началась в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

- Активно внедрился в сленг предпринимателей и еще один новый термин – «проектный подход». С чем эту вещь «едят»?

- Это не подход, это – настоящая революция в отношении к бизнесу. И подразумевает она комплексное осмысление того или иного вида бизнес-задач.  Этот инструмент требует, чтобы поставленные цели решались  комплексно, как  и любой проект. Должно быть все просчитано от замысла до результата, определены исполнители и мера ответственности каждого, оценена целесообразность проекта, его тесная увязка с потребностями. Поставить бизнес на эти рельсы, связать предпринимателей и чиновничество, обеспечить государственно-частное партнерство – эта задачища номер один.

 Сейчас мы работаем над созданием таких площадок, через которые бизнес мог бы заводить свои проекты на территории. Прежде всего, это муниципальные советы по предпринимательству. Бизнесу нужно в них идти, так как они открывают двери для получения реальных заказов, денег и административной поддержки. Предприниматели с их помощью могут легче достучаться до власти и наладить с муниципалитетами обратную связь.

- Бизнес готов идти на обратную связь?

- Конечно. Но в один день доверие не заработаешь, ситуацию не поменяешь. От того, что кто-то кем-то назначен, положение тоже сразу не поменяется, но работа идет. И когда она затронет все слои наших предпринимателей в крае, когда они увидят отдачу от нее в виде возможности получения недорогих кредитов, участия в государственных и корпоративных закупках, снижения административного давления,  тогда ситуация поменяется в корне. Над этим и работаем.

Олег Уссурин.