Хабаровские "прожекты": "Самарга" замерла на взлете

13:21 06 декабря 2017

Пока институты развития Дальнего Востока в режиме телеграфной ленты отчитываются о все новых и новых миллиардах инвестиций, привлеченных в экономику региона, ряд уже заявленных инфраструктурных проектов, испытывает серьезные проблемы с финансированием. Прежде всего это касается проектов в стивидорной отрасли, традиционно считающейся базовой для экономики Приморья.

При этом некоторые проекты, обещавшие миллиарды рублей инвестиций, даже получили статус резидентов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития, а их пока еще «хотелки» выдаются чиновниками разного уровня за реальные достижения. Деловая газета «Золотой Рог» рассмотрела ряд уже заявленных проектов в стивидорной отрасли, столкнувшихся с проблемами на самом старте. Материал журналиста Олега Клименко об одном из таких проектов в Хабаровском крае мы предлагаем вашему вниманию.

На втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) мало кому известное до того хабаровское ООО «Самарга Холдинг» презентовало масштабный проект на территории Хабаровского и Приморского краев со строительством транспортно-логистического комплекса, железной дороги и универсального морского порта до 80 млн тонн в год в бухте Адими на крайнем северо-востоке Приморья. Объем требуемых инвестиций - 400 млрд рублей, в том числе 200 млрд рублей предполагается направить на строительство порта, 210 млрд - на строительство железной дороги. Проект предполагается реализовать по принципу государственно-частного партнерства.

Спустя год первый зампредседателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных инвестиционных проектов Юрий ЧАЙКА заявил, что пять резидентов территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» с проектами на общую сумму заявленных инвестиций порядка 19,2 млрд рублей нарушают сроки реализации, в том числе ООО «Самарга-Холдинг» и ООО «СТК» с проектом завода по сборке китайской спецтехники.

«По ТОРам есть пять проектов, которые мы называем проблемными. Важно проводить политику в отношении этих нереализующихся проектов. С одной стороны, они нам показывают статистику, с другой - ничего не происходит с этими инвестициями. Проблемы «Самарги» и «СТК» - в основном в отсутствии финансирования», - сказал Юрий Чайка.

Зампред хабаровского правительства также добавил, что по результатам опросов резидентов ТОР 65% заявило о наличии проблем при реализации своих проектов. Большинство недовольно транспортными издержками, тарифами и слабыми рынками сбыта на Дальнем Востоке. Резиденты также указали на дорогую рабочую силу.

По изначально озвученным планам, реализация проекта «Самарга-Холдинг» займет от 7 до 10 лет.

«Суть проекта - создать на одном из самых перспективных направлений Дальнего Востока новый транспортный коридор, соединяющий Хабаровск с устьем реки Самарги в Приморском крае, где будет построен универсальный морской порт грузооборотом до 80 млн тонн в год», - сообщал директор по стратегии и развитию «Самарга Холдинг» Александр ВАСИЛЬЕВ (владеет 15% долей ООО).

Первым этапом реализации проекта планировалось строительство терминально-логистического центра стоимостью около 6 млрд рублей на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск», примыкающей к станции Хабаровск-2. От этой точки вторым этапом реализации проекта планируется проложить железнодорожную ветку для грузовых турбовозов (работают на сжиженном газе – Прим. авт.) протяженностью около 380 км до будущего порта в районе поселка Самарга в Тернейском районе Приморского края.

Устье реки Самарги расположено на севере Приморского края и по расстоянию ближе к Хабаровску, чем к Владивостоку. В настоящее время в этом месте находится одноименное село, в котором живут менее 200 человек. ООО «Самарга Холдинг» зарегистрировано в с.Ильинка Хабаровского края 14 июля 2016 года. 51% уставного капитала принадлежит предпринимателю из Санкт-Петербурга Александру ТЕРЕНТЬЕВУ, 24% - гендиректору компании Андрею КНЯЖЕВУ. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск».

Инициаторы проекта рассчитывают, что регулярное железнодорожное сообщение на участке Хабаровск - Самарга снизит дальность грузовых перевозок по Транссибирской магистрали более чем на 500 км в сравнении с портами Приморья. «Это уменьшит тарифы для перевозчиков на 350 рублей за каждую тонну продукции и сократит время доставки грузов до полутора суток», - утверждал Александр Васильев.

Итоговый этап проекта предполагает строительство универсального морского порта Самарга в Приморье, через который будет выход на порты Японии, Китая и Кореи. Ближайшая точка от Самарги - порт Вакканай (остров Хоккайдо, Япония).

В районе устья Самарги отсутствуют естественные гавани, поэтому строительство морского порта потребует возведения защитных сооружений. Расстояние от устья Самарги до порта Холмск составляет 250 км, до японского Вакканая - 300 км.

У инвесторов есть намерение создать собственный паромный флот, а также наладить регулярное сообщение, которое дополнительно свяжет между собой отдаленные регионы Дальнего Востока - Сахалин, Камчатку, Курилы и Магадан.

В ООО «Самарга Холдинг» считают, что будущий порт не создаст конкуренции существующим гаваням Дальнего Востока.

«Выгодное расположение и близость к основным государствам АТР — Японии, Китаю, Северной Корее и Южной Корее, а также прямой и кратчайший выход на Транссибирскую магистраль дают УМП «Самарга» неоспоримое преимущество для привлечения дополнительных грузопотоков. Благодаря минимальному удалению от японского морского порта Вакканай, УМП «Самарга» претендует на звание одного из опорных портов российского международно-транспортного коридора и открывает возможности существенного роста взаимовыгодных торгово-экономических отношений между Японией и Россией», - говорится на сайте компании.

Исполнительный директор ООО «Самарга Холдинг» Игорь КОНОВАЛОВ в октябре прошлого года заявил, что инвестор приступает к предпроектным работам по строительству железной дороги международного транспортного коридора, завершить работы планируется в ближайшие два года. При этом планировалось разрабатывать сразу несколько вариантов прокладки железной дороги для сравнения уровня затрат. Более свежих новостей по проекту нет.

Опрошенные Деловой газетой «Золотой Рог» стивидоры весьма скептически относятся к новому проекту. «Развитие заявленного направления имеет место быть только при гарантированной грузовой базе, а она на данном этапе не прослеживается. Заявленные инвестиции в 400 млрд рублей взяты с потолка – таких свободных денег на Дальнем Востоке сегодня ни у кого нет, а скидываться «всем миром» в нашей отрасли не принято», - говорит представитель одной из стивидорных компаний Приморья.



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время