На российских экранах - «Время первых».  В широкий прокат вышел новый фильм о космосе. Он рассказывает о создании и запуске советского пилотируемого корабля «Восход- 2», из которого 18 марта 1965 года впервые в истории человек вышел в открытый космос. Это был космонавт Алексей Леонов. О фильме, о главном герое и о самом легендарном полете в интервью радио Sputnik рассказал режиссер картины «Время первых» Дима Киселев.

- В какой мере в работе над фильмом участвовал Алексей Леонов?

«Алексей Архипович Леонов является главным консультантом этого фильма,   который делался под его внимательным контролем и его внимательным наблюдением. Для него самым важным критерием была достоверность того, о чем мы будем рассказывать. Началось все с очень большого,  девятичасового интервью с Алексеем Архиповичем, которое он дал создателям. Мы его мучили настолько подробно, что он рассказал все в мельчайших деталях и подробностях. И это интервью стало основой для бесконечного количества сценариев; в титрах шесть сценаристов, но и это не все. Это те, чьи тексты вошли в финальную версию фильма. Сценариев было много потому, что сама история очень объемна, и каждый этап жизни этого удивительного человека заслуживает внимания и экранизации. Мы писали сценарии, и все время обращались к Алексею Архиповичу, он их читал и делал свои корректировки. Затем он познакомил нас с консультантами в других областях, с людьми, который строили первый ЦУП в Королеве, сам корабль  «Восход-2». Эти люди тоже были у нас консультантами и рассказывали нам уже технические подробности».

- Как воспринял фильм сам Леонов?

«Финальный показ фильма Алексею Леонову - это был отдельный аттракцион. Он смотрел фильм очень внимательно. После чего выдержал огромную паузу, затем сказал Евгению Миронову: «Женя, дай мне пистолет». Миронов засуетился,  может попробовать мирно решить вопрос? а Леонов продолжил: «Я не думал, что это так страшно». Он увидел со стороны и оценил. Помимо интервью с Алексеем Архиповичем, я обратился к архивам и поднял большое количество аудиозаписей того полета. Какие-то моменты, которые сейчас уже рассекречены, вошли в фильм и это то, что даже Леонов не рассказывал в своих интервью».

 - В фильме очень много занятных диалогов. Откуда вы, например, взяли фразу Королева о полёте кандалах, и правда, ли что выпивали перед полетом?  Зачем вы такой эпизод придумали? Ведь нас и так представляют на Западе - ушанка, полупьяный вид. Где вымысел, а где достоверность? Выпивали они с утра?

«Конечно, же, нет. Предполагалось, что это будет восприниматься по-другому. Дело в том, что полет отменили, и в эту отмену поверили все, кроме Леонова. Поэтому, когда они уже собираются ехать в Москву, он и провоцирует Беляева, наливает ему коньяк. Но не к тому, чтобы выпить, а как жест, говорящий: «Все. Ты сдался». А фраза про кандалы и полет - это о том, что у нас в стране такая удивительна ситуация, и эта фраза мне очень близка, что у нас в стране великие вещи создаются только в режиме очень сильных ограничений. А при полной свободе ничего создать не возможно».  

- Говорил так сам Королев, или это выдумка сценаристов?

«За исключением слов, которые говорил Леонов в космосе, все реплики написал автор сценария. Реплики основаны на характерах, на биографиях. И эта реплика очень точно раскрывает характер Королева – человека, которого жизнь очень сильно ломала, но не сломала.  Кстати, в нашем фильме был очень сильный, красиво снятый  эпизод - когда Королев выходит после аудиенции с Брежневым, идет по блестящему мраморному полу Дворца съездов, хватается за сердце и падает. Теряет сознание, подбегают люди, начинают его откачивать. Это очень драматично, звучит музыка, все и красиво и страшно. Но, когда Леонов посмотрел фильм, то сказал, что это надо вырезать. На защиту этого эпизода встали все:  и Тимур Бекмамбетов, и Женя Миронов, звонили, ему просили. Потом Леонов объяснил: «Сергей Павлович Королев – это настоящий герой. Не вымышленный, а самый настоящий герой, которым мы должны гордиться. А герои не падают. Этот образ не может остаться в сердцах людей».  Огромное участие в создании фильма принял наш консультант из НПО «Энергия» Виктор Дмитриевич Благов. Этому потрясающему человеку - 80 лет, он был одним из конструкторов корабля «Восход-2». Стоит отметить, что свой 80-летний юбилей он отпраздновал на Эльбрусе. Он очень заботился о том, чтобы ни в литературе, ни в кино, ни в СМИ не искажали информацию о космической отрасли. Чтобы не обидеть тех, кто по крупицам, буквально из ничего создавали такую мощную отрасль, где все летало, где совершались великие подвиги. И, когда Благов увидел корабль, который мы построили в павильоне, то спросил: «Откуда он?  Ведь нельзя же выносить его из музея». Он не поверил, что можно было так детально и точно воссоздать интерьер и экстерьер корабля. Корабль получился один в один, и, когда Леонов приходил на съемки, то говорил: «Хоть в космос лети». Для того, чтобы было достоверно, специальные бутафоры тщательно исследовали экспонаты, к которым нам дали доступ в «Энергии». Нам с большим трудом дали доступ и к скафандру Леонова, который стоит в специальной колбе. Мы нашли дубликаты этого скафандра, сняли все мерки, покроили, и в точности повторили этот скафандр». 

 - А как снимался выход в открытый космос и невесомость?

«Создание эффекта невесомости в условиях гравитации это сложнейшая комплексная задача. Например, нужно снять человека в шлюзе. Единственно возможный мировой опыт этой съемки – это строить шлюз вертикально, камеру ставить вниз, направленную наверх. А человека спускать сверху вниз на тросиках. Тросиков этих не видно и тогда создается полный эффект невесомости. Но создание эффекта невесомости в космическом корабле – крайне сложная задача, мы долго мучились,  придумали определенные технические ухищрения. Но, самое главное, это, кончено, актеры, которые играя как бы в невесомости, находились в подвешенном состоянии, на тросиках, в скафандре, с закрытым забралом, мало воздуха, клаустрофобия. И при этом – они должны были играть невесомость, легкость и эйфорию».

- Алексей Леонов действительно рисовал на орбите?

«Да, и две его картины взяли в Третьяковку. Леонов художник, он и до сих пор рисует. Во время полета он зарисовал много таких элементов, которые потом помогли физикам и астрономам для понимания важных моментов, например, о толщине атмосферы. Его рисунки несли массу полезной информации. Слова Гагарина о том, насколько прекрасна Земля, и люди не должны враждовать на такой прекрасной планете, волновали меня с детства.  Но Гагарин видел это через маленький иллюминатор, а Леонов – своими глазами. Ведь, выйдя в открытый космос и, нарушив инструкцию, он поднял светофильтр и впервые увидел Землю без преград. Этот момент в фильме  для меня наиболее важен. И я потрясен, насколько точно Женя Миронов сыграл этот восторг, удивление и наивное,  детское впечатление от увиденного».

- В работе над этим фильмом Вы опирались на какие-то прежние личные впечатления? 

«Человек всю жизнь накапливает эмоции, впечатления, а наиболее сильные формируют мировоззрение и некие картинки. И потом, а это и есть отличие художника от практика, эту эмоцию, впечатление: в нужный момент передать людям. Поэтому, у меня иногда проявляются мои детские впечатления, которые могли быть почерпнуты и из других фильмов. Я, как классический советский ребенок, рос на мультфильмах «Тайна третьей планеты», «Гости из будущего», потом, появились «Звездные войны» и другие ильмы на космическую тему. Это пространство тогда воспринималось, как пространство свободы, пространство мечты, безграничных возможностей. И это ощущение безграничности и масштаба очень сильно впечатляло и формировало меня. И, видимо, детские впечатления повлияли на мое желание что-то сделать такого же масштаба, чтобы это осталось в сердцах людей».

- На какую аудиторию вы рассчитывали, работая над своим фильмом?

«Во-первых, мне было очень страшно в ходе работы над этим фильмом. Я с огромной ответственностью относится к работе, понимая, что это будет смотреть Алексей Архипович Леонов, люди, причастные к теме. И нет ничего страшнее, чем смотреть в этот момент им в глаза, и думать, что ты там что-то сильно наврал. Поэтому самым ответственным был баланс между интересным и достоверным. Но, говоря об аудитории, я бы очень хотел, чтобы учителя истории не только в России, но и во всем мире, сделали бы открытый урок, и повели детей в кино на этот фильм». 

 - Тогда вырезайте коньяк.

«Думаю, что дети поймут, пусть им объяснят, что это значит. Тем не менее, очень приятно слушать, когда говорят, что после фильма не могли уснуть и  провели часы в интернете, изучая информацию про этот полет. К сожалению, об этом полете мало информации. Люди знают дату, знают Гагарина, это мощный образ, хотя подвиг Леонова ничуть не меньше, а, может, и больше для космической отрасли. Я говорил с молодыми американскими астронавтами, интересуясь, что они думают о полете Леонова. «Ведь потом мировая космическая отрасль на протяжении 25 лет пользовалась  исследованиями, которые были сделаны во время полета»,  –  рассказали американцы. Ведь была такая версия, что там летают миллионы микрометеоритов. То есть, как только человек покинет корабль, он превратится в решето. А после этого полета стало понятно, что человек может находиться в открытом космосе», - рассказал в эфире радио Sputnik режиссер.

https://ria.ru/radio/