Из Правительства Хабаровского края продолжают бежать специалисты

13:10 06 февраля 2020

Кадровый хаос в команде главы Хабаровского края достиг очередного пика, после которого обнажилась одна из главных «вершин» его правительства – финансовая. Отставка Александра Кацубы с постов первого зампреда и министра финансов – это серьезная потеря для Хабаровского края в условиях крайне нестабильной экономической ситуации в регионе.

Начало 2020 года ознаменовалось целым рядом резонансных кадровых решений, принятых губернатором. Первым потрясением стало увольнение главы регионального минимущества Олега Ожегова, который проработал в этой должности всего лишь год. Чтобы было понятно, что с чем едят, это ведомство контролирует все государственное имущество региона. Год – это время, для того, чтобы досконально изучить вопрос, войти в курс дела, наладить четкие коммуникации с подчиненными и руководством. Отставка на исходе этого срока означает, что неразбериха в этом ведомстве продолжится еще минимум год.

Тем более что на эту должность переведена министр инвестиций и развития предпринимательства Марина Костина, которая на предыдущей должности себя ничем не проявила, а под конец предложила на подпись Фургалу довольно сомнительный документ о реформировании инвестиционного блока при правительстве края. Министр предложила главе региона взамен нескольких существовавших ранее агентств создать новое юридическое лицо – АНО «Агентство инвестиций и развития инноваций Хабаровского края».

Предлагаемое штатное расписание насчитывает 53 сотрудника с фондом оплаты труда в размере 33,9 млн. рублей. Журналисты раскопали, что в результате так называемой «оптимизации» в штатном расписании нового агентства планируется увеличение штатной численности на 22 человека к фактически действовавшему в 2019 году персоналу в прежних структурах с ростом ФОТ на целых 10 млн. рублей в год. Но это так, к слову, для понимания того, что можно ожидать от министра Костиной на новой должности.

Неожиданным для многих стал уход из правительства министра образования Аллы Кузнецовой, считавшуюся одним из наиболее профессиональных управленцев в новом краевом правительстве. В конце прошлого года она ушла в отпуск, и из него уже не вышла. Профессионал топ-уровня предпочитает найти себе место даже в другом регионе, чем работать в хабаровском правительстве.

Скандальным и, в принципе, прогнозируемым явилось отстранение от должности начальника управления лесами Константина Хрянина – чиновника фургальского призыва, который занимал свою должность  с 10 июня 2019 года. Похоже, он настолько слепо выполнял распоряжения вышестоящего начальства, что легко стал «стрелочником» в  «лесном вопросе».

«Константин Хрянин временно отстранён от работы из-за служебной проверки, инициированной по поручению губернатора. Делать выводы и говорить о каких-либо причинах я сейчас не буду. О необходимости проверки заявили в департаменте региональной безопасности», - сообщила Журналистам пресс-секретарь «белого дома» Надежда ТОМЧЕНКО.

По ее словам, проверку могли начать из-за санитарных рубок у озера Амут, которые вызвали большое недовольство лесоохраной общественности и проверки природоохранной прокуратуры. Думается, что с этими санитарными рубками и тем, кто за ними стоит в реальности, правоохранительным органам еще предстоит разобраться, а пока налицо очередной провал кадровой политики нынешнего главы краевого правительства.

Но все эти отставки померкли перед уходом «на пенсию» долгожителя краевого правительства, одного из его главных столпов Александра Кацубы. Как бы его не критиковали, все критики отдавали ему должное – он сумел сохранять устойчивость финансовой системы Хабаровского края в самых тяжелых «штормах». Его уважали Виктор Ишаев, Вячеслав Шпорт, а вот Сергей Фургал выказал ему крайнее неуважение. Сначала он низвел его из первых замов в просто замы, а затем и подписал приказ об увольнении. При этом в подконтрольных хабаровскому правительству СМИ и соцмедиа допускались крайне нелицеприятные замечания в адрес главного хабаровского финансиста.

"Министр финансов Александр Кацуба уволен по собственному желанию с 4 февраля. Кресло министра занял Валентин Станиславович Костюшин, который порядка 10 лет был первым заместителем министра финансов, он назначен исполняющим обязанности. Увольнение Кацубы связано с выходом на пенсию. На руководящих постах Александр Станиславович работал на протяжении 30 лет", - пояснили в пресс-службе правительства Хабаровского края. 

Однако понятно, что за этой отставкой кроются другие причины. Даже навскидку видно, что Кацуба был относительно самостоятельным политиком, не позволял особенно хозяйничать в своем ведомстве, критически относился к некоторым инициативам губернатора и его ближайшего окружения. В частности, к созданию Залогового фонда, в котором видел много рисков.

«Ситуация достаточно непростая, - комментирует происходящее в «белом доме» авторитетный хабаровский эксперт Илдус Ярулин. - Если по Ожегову – то тут вообще, без объяснения причин, человек достаточно мало известный, никто его особо не знал, ничем особо не засветился, то с Кацубой все сложнее. У него 30 лет работы в правительстве Хабаровского края, с 8 мая у него срок – 65 лет. Насколько я знаю, все чиновники и госслужащие после 65 обязаны выходить на пенсию. В то же время они могут продлевать себе срок работы, но там уже по решению высшего должностного лица.

Мне кажется, что Александр Станиславович не захотел этого дальше делать, то есть он просто решил уйти спокойно. Скажем так, не навлекая позора и всего прочего. Потому что, если посмотреть, что пишут телеграмм-каналы, то увидим две противоположных точки зрения. Так скажем, те, кто пытается поддерживать губернатора, пытается свалить на него (Кацубу – прим.ред.) все грехи, пишут, что он не слушался, что он, в общем-то,  чуть ли там какие-то действия предпринимал, и, слава Богу, губернатор увидел, не дал этому развиться. То есть, по сути дела, навешивание началось каких-то уже ярлыков.

Другие люди, которые знакомы с Александром Станиславовичем достаточно давно, знают, что это профессионал, человек честный, и человек, который всегда стоял на страже, в первую очередь, денег. Просто так он их никуда не разбрасывал, и прочее. И когда он работал и с Ишаевым, и работал со Шпортом, он всегда имел свое мнение, у него была точка зрения, он ее отстаивал, и, в общем-то, никогда не шел на поводу у любого руководителя. Была обоснованная позиция, и они так ее совместно вырабатывали. Было очень серьёзное доверие, как я знаю, и со стороны Виктора Ивановича Ишаева, ну, и Вячеслав Иванович Шпорт ему доверял».

В то же время, по мнению эксперта, министру финансов приходилось принимать непопулярные решения, хотя подписывал документы не столько он, имея ввиду займы, которые брало правительство Хабаровского края.

«Но это же не лично министр финансов их берет, он выполняет распоряжение. Вот мы (Хабаровский край – ред.) во многом то в этой ситуации и оказались, что у нас достаточно большие долги. Но нельзя же все это валить на министра финансов! Не он их берет. А здесь вот какие-то моменты начались, и, тем более что Кацуба привык выполнять распоряжения только первых лиц. Потому что больше, в силу статуса и авторитета, на него никто не мог надавить.

 А поскольку сейчас он просто министр финансов без всяких полномочий, то появились новые вице-премьеры, которые начинают на него давить и требовать от него выполнения каких-то решений. А он человек, Александр Станиславович, он все-таки, но, не будем говорить, что он человек старый, но человек, который привык к одному к одному ритму и одному режиму принятий решений и выполнения их. А когда со всех сторон от него требуют денег, он не может и не хочет, и самое главное, он не умеет так работать. То есть, если нести ответственность, то вместе с губернатором.

И вот оказавшись в такой ситуации, он просто, как мне кажется, по-человечески принял решение, просто уйти», - считает И. Ярулин.

Как бы то ни было, после ухода Кацубы губернатор Фургал оказался в непростой ситуации. Если раньше у него был маневр, и глава региона всегда мог сослаться на непродуманные решения финансового блока, который ассоциировался в общественном сознании с имеющим право их принимать, то сейчас уровень нового и.о. главы Минфина сделать этого не позволяет. Вся ответственность легла на самого Фургала. Теперь он несет ответственность за огромный государственный долг края, который при нем только вырос, за ухудшающуюся экономическую ситуацию и надвигающуюся социальную катастрофу.

Не прибывал себе популярности этим решением Фургал и среди краевых чиновников. Все увидели, что если падают такие глыбы, то судьба прочих и вовсе может оказаться песчинкой в «руках» бури. В таких условиях говорить о профессионализме и сплоченности нынешней управленческой команды в регионе представляется бессмысленным. Профессионалы из нее все больше вымываются, а управленцы, как минимуму, их уровня в правительство Фургала не спешат.

 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время