Артем Штанов и его Hleb: без соли и субсидий

12:37 25 марта 2016

Портал РИА «АмурПРЕСС» продолжает знакомить читателей с неординарными людьми из медиасреды Хабаровского края. Сегодня у нас в гостях – создатель и главный редактор интернет-издания hleb.asia Артем Штанов.

- Артем, привет! Больше 2 тысяч людей в день читают твой сайт с оригинальным названием Hleb.аsia. Вот и вопрос - в чем, собственно, соль? О чем вы пишете?

- Про город, людей и события. Соль в нескольких простых пунктах - нормальный дизайн и типографика, адекватный русский язык, отсутствие страдательного залога, выбор тем и героев редакцией. Стараемся находить интересных людей, новостные поводы расширять и объяснять, ну и думать о читателях побольше — мы же для них, а не для себя. Стандартный набор, в общем.

- А ваша целевая аудитория? Для кого пишете?

- Мы начинались как что-то непонятное — я тогда учился в институте, работал много и ничего не понимал в медиа. Поэтому делали все и писали, «как для себя». В итоге было либо очень заумно и скучно, либо для 17-летних хипстеров. Потом я бросил институт и наконец-то начал умнеть — мы стали смотреть аналитику нашу, что-то считать и пытаться определить аудиторию. Сейчас она уже сложилась — Яндекс.Метрика говорит, что почти 40 процентов наших читателей — это люди от 24 до 35 лет, живущие в Хабаровске. Еще столько же — от 18 до 24. Нас это устраивает: это клевые люди, которым интересно, как устроен мир вокруг, чем живет город, что происходит и как на это повлиять.

- Тогда сразу вопрос про город. Тебе не кажется, что Хабаровск – немного «неформатный» для твоего издания? Здесь много чиновников и важных пузатых банкиров, которым разве что «Ведомости» и «Коммерсантъ» читать?

- Ты сейчас слишком по-журналистски рассуждаешь: это в твоем поле зрения их много. В структуре населения всего города все ок. Что, чиновников и банкиров в количественном отношении так много, что нас некому читать? Статистика сайта говорит, что это не так.

Они тоже аудитория, для них работают другие медиа. Причем вряд ли местные банкиры читают местные же СМИ — зачем? А чиновники — читают, многим же интересно и страшно одновременно: что там написали про меня или моего начальника? Ну и вообще: если чиновнику или банкиру около 30, что ему помешает читать нас, если ему интересно? Страх, что кто-то заметит, что он читает сайт, на котором длинные должности разных людей сокращают или который не зарегистрирован как СМИ? Большое количество чиновников — это плохо и само по себе, и в контексте СМИ, конечно, но это не должно оказывать никакого влияния на редакционную политику или стратегию работы издания.

- У меня начинает складываться впечатление, что ты хочешь в итоге создать хабаровский прототип Сноба или Медузы. У западной российской молодежи эти порталы, что называется, в тренде. Но и народу, говоря простым языком, там побольше живет, и возможность монетизации интернет-проектов – иная. Как ты видишь свой бизнес в будущем?

- Я не хочу делать аналоги чего-то конкретного, тем более что это и не получится по миллиону причин. Конечно мы смотрим на западных коллег, берем какие-то удачные и уже протестированные решения, это нормально.

Разница не столько в количестве людей, а в тематике — мы ведь городское издание, мы не можем и не будет писать про условного «Путина» или «Сирию», и набирать таким образом кучу трафика. Нам сложнее искать новостные поводы, темы, героев — все это накладывает отпечаток на концепцию издания.

Разница в монетизации только в масштабе — я понимаю, что здесь мы не можем зарабатывать так, чтобы снимать половину этажа в небоскребе Москва-Сити, как раньше делал slon.ru, а жаль. Да, здесь меньше рекламодателей, у них меньше бюджеты, но это не значит, что все сразу плохо. Мы здесь так же можем делать нативную рекламу, создавать интерактивные баннеры, делать спецпроекты и т.д. Просто здесь меньше аудитория, мы тратим меньше, специалисты здесь тоже дешевле, а значит — цена тоже ниже, все как в книжках про экономику.

Кстати, зачаточное состояние рынка рекламы в регионе я связываю с этими самыми субсидиями для СМИ от хабаровского правительства — многим медиа просто никогда не нужно было делать и продавать рекламу по-настоящему.

- Ну мы тут в политику скатились. И мой вопрос: ты веришь в независимость СМИ у нас, в Хабаровском крае?

- Независимым СМИ может быть, если оно само зарабатывает деньги — рекламой, подпиской, ивентами — чем угодно, в рамках рыночной модели. Если еще меценатские и инвесторские истории — первая в России еле как сработала для Colta.ru, а во вторые в нашей стране я слабо верю — в России рассматривать медиа как бизнес не принято, это всегда инструмент.

То, как зарабатывают 90% хабаровских СМИ, это даже не смешно — они просто получают субсидии. О какой независимости речь? В местном медиаменеджменте главный скилл (умение -  прим. ред.) - это GR (government relations – взаимодействие с правительством - прим.ред.), все остальные могут отсутствовать. Мне кажется, что получая даже небольшую субсидию за конкретный материал (как с рекламодателем), ты попадаешь в «рабство» к комитету по печати правительства Хабаровского края - или кто там распределяет деньги.

Мне кажется, там есть какая-то странная убежденность у всех, что, если ты заплатил за размещение или создание конкретного материала в СМИ, оно твое с потрохами. Это бред, это вредит всему рынку и отучивает медиа правильно работать с рекламой, а менеджеров — куда-то стремиться и что-то выдумывать.

Отсюда идет все остальное — устаревшие и откровенно хреново сделанные рекламные форматы, неудобные сайты и некрасивые газеты, маленький штат, отсутствие роста и идей. А, ну и сверху этого всего — адовые тексты, написанные четвертым заместителем секретаря ЦК партии. Мрак, короче.

Мое мнение - субсидии вредят всей отрасли. Они могут быть нужны для каких-то районок, радио «Восток России», ну и для «Губернии», может быть— это общекраевые СМИ, которые должны жить, независимо ни от чего и транслировать позицию власти в том числе, это ведь тоже необходимо. Всех остальных пускай судит рынок.

Это все мое видение процесса со стороны.

- В Интернете жутко популярна тема Хабаровск VS Владивосток, ты об этом тоже писал у себя на сайте. Как ты относишься к Приморью? Говорят, там пахнет морем и свободной прессой…

- Тема противостояния меня не очень трогает, мы пошутили как-то, и хватит. Ну и я ничего не знаю про их свободную прессу, зато очень люблю Владивосток. Я периодически туда езжу, у меня там есть хорошие друзья, даже какие-то любимые места и крутые воспоминания. Короче — город-курорт, что тут говорить.

- Артем, какой проект на Hleb'e тебе больше всего "греет душу"? Смотрю, у вас и литературный конкурс есть...

Ну отдельных спецпроектов у нас не так много было, пока что. Был крутой с организаторами концерта Limp Bizkit, мы делали интерактивное голосование — это была реклама.

Сейчас запустили литературный спецпроект +-35 — это уже «для души». Придумал его Иван Джуляк, главный в комитете молодежной политики. Мы давно знакомы, он сформулировал идею, и мы решили, что надо делать. Ваня сделал концепцию самого конкурса, мы придумали название, логотип, сделали промосайт и все остальное. Конкурсу всего неделя, а у нас есть уже с десяток рассказов на почте. Это очень приятно и клево.

- Выходит, GR есть и у вас, но только в творческой сфере?

- Да нет у нас вообще никакого GR. С Джуляком, к примеру, мы просто давно знакомы, это не какая-то целенаправленная политика. Если бы проект «+-35» придумал и предложил условный банкир или студент, мы бы тоже, скорее всего, за него взялись. Мы живем на свои, никогда этих денег не брали, хотя такие мысли, конечно, были.

«Государство как заказчик для СМИ» — это нормально. Просто должны быть правила, которые будут соблюдаться всеми сторонами. История с той же Ксенией Исаевой говорит о том, что сейчас все как-то не так. Я не знаю, может она и в самом деле что-то сделала неправильно, но со стороны, это выглядело, как «наехали».

Есть и практические какие-то вещи — например сроки оплаты работ и бюджеты, которые верстаются на год вперед, бюрократизация и очень много уровней согласования. Все это я слышал от коллег и сам не очень горю желанием так работать. Со своими рекламодателями мы живем дружно и весело, а вот получится ли так с госзаказчиком — это еще большой вопрос. Может быть, мы зря боимся, и там все по-другому, не знаю. Если после этого интервью на нас выйдут с какой-то идеей, будем думать.

- То есть кризис по вам не проехал?

- С чего такой вывод? Государство — это, по-твоему, единственное, что может помочь медиа в кризис?

Кризис сказался на нашем издании, как и на всех других, наверное — стало меньше денег, меньше партнеров, мы ужались в расходах. Одновременно — к нам начали приходить новые клиенты, которые хотят других рекламных каналов, другой аудитории и других форматов. Мы стараемся максимально это использовать, придумывая новые форматы, достигая KPI (ключевые показатели эффективности – прим.ред.), выстраивая долгосрочные отношения.

У меня не было никакого опыта бизнеса до Hleb, но помогает интуиция и какие-то совсем детские установки типа «не умеешь, не берись», «взялся — делай», и все такое. Надо просто разбираться в том, что ты делаешь, будет нормально тогда. Ну и еще — не надо арендовать дорогие офисы.

Ну и мы изначально, наверное, были к нему нормально так готовы — потому что у нас никогда не было «жирных» периодов, мы всегда «динамично выживающая компания» и умеем считать.

- Вот понятие KPI – это ад для многих хабаровских журналистов, привыкших писать в жанре советской публицистики и думать о печенюшках за выборные тексты.  То есть какая-то стратегическая модель развития у вас есть?

- Про печеньки смешно) Да, у нас есть стратегия, но она достаточно общая, это, скорее, направление. Просто потому что очень сложно что-то планировать в ситуации, когда не очень понятно, хватит ли в конце месяца денег на гонорары или нет.

В целом, мы понимаем, куда и зачем идем. Это будет уже не столько медийная история, сколько сервисная — мы видим несколько ниш для сервисов, которых либо еще нет, либо они реализованы очень плохо. Ну и конечно больше контента, хорошего и разного, работать с сообществом, учиться использовать разные каналы доставки контента, mobile first и пр. Есть мысли о региональной экспансии, но я пока не понимаю, как это сделать правильно. Все как у всех, ничего не особенного.

Будущее HLEB я вижу очень интересным и трудным - каким еще? Еще я надеюсь, что когда-нибудь смогу перестать быть главным редактором, и останусь только издателем — буду заниматься развитием продукта и рекламными проектами. Я - плохой журналист, но никого, кому мог бы доверить издание, пока не нашел.

У тебя есть возможность обратится к коллегам по цеху - пожелай им что-нибудь в этом году !

- Терпения, упорства, новых знаний и светлой головы.

Беседовал Стас Ерофеев



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время