Обзор нововведений в закон об ОСАГО, вступивших в силу в 2017 году - хабаровское отделение ЦБ

15:12 26 июля 2017

В 2017 году в закон об ОСАГО были внесены изменения, затронувшие порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. Так, с 1 января 2017 года все страховые компании, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности, обязаны заключать договоры ОСАГО с российскими автомобилистами в электронном виде.

Плюсы этого нововведения в том, что у автовладельцев появилась возможность оформить полис без очередей или навязывания дополнительных услуг, причем, дистанционно – на сайте страховой компании, и это улучшило ситуацию с доступностью полисов в проблемных регионах.

О популярности данного сервиса говорят цифры. По данным сайта Российского союза автостраховщиков (РСА), за 6 месяцев текущего года жители Хабаровского края оформили через интернет более 16,5 тыс. полисов ОСАГО, что почти в 10 раз больше, чем за весь 2016 год.

Новшества коснулись и начинающих водителей, сведений о которых нет в единой информационной базе. С начала года они также могут приобретать электронные полисы ОСАГО. Кроме того, оформить электронную страховку можно и на новый автомобиль.

При этом для приобретения электронного полиса ОСАГО требуются те же документы, что и для покупки полиса в офисе компании: паспорт, водительское удостоверение, документ о регистрации транспортного средства и диагностическая карта на автомобиль старше трех лет.

Выбрать страховую компанию и перейти на её официальный сайт для заключения договора можно через сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru, предварительно проверив наличие у страховщика действующей лицензии на официальном сайте Банка России www.cbr.ru. Любые другие способы приобретения полиса – через агентов и других посредников – незаконны.

Также на официальных сайтах РСА и Банка России размещена подробная информация о порядке заключения договора ОСАГО в электронном виде.

После оплаты электронный полис ОСАГО можно получить по электронной почте, забрать в офисе страховщика либо получить по почте, оплатив услуги почтовой доставки. При этом электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Его следует распечатать и иметь при себе, чтобы в случае необходимости предъявить сотрудникам ГИБДД.

Банк России не оставил без внимания обеспечение непрерывной и бесперебойной продажи электронных полисов ОСАГО. Для этого им были установлены особые требования к работе сайтов страховых компаний, согласно которым суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. Также 30 минут составляет максимальный промежуток времени от момента заполнения электронного заявления до получения расчета страховой премии. Технические работы могут проводиться не чаще, чем раз в месяц, и в строго определенное время. При этом о начале работ страховая компания обязана сообщить не менее чем за сутки. Если по техническим причинам страховщик не может заключить электронный договор, то клиент перенаправляется на сайт другого автостраховщика.

При возникновении трудностей с заключением договора ОСАГО в электронном виде автовладельцы могут направлять обращения в Банк России, заполнив электронную форму в разделе «Интернет-приемная» на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Еще одно изменение в законе об ОСАГО вступило в силу с 28 апреля 2017 года и касается натурального возмещения ущерба в случае ДТП. То есть, при наступлении страхового случая приоритетной формой компенсации является восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, а не денежные выплаты.

Деньги можно будет получить в случаях, установленных законом: если автомобиль не подлежит восстановлению или стоимость ремонта превышает лимит возмещения по ОСАГО, в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также при наличии инвалидности. Кроме того, страховщик также заплатит деньгами, если не сможет обеспечить ремонт.

Основными положительными моментами внесенных поправок, во-первых, является то, что возмещение вреда осуществляется страховщиком путем направления на восстановительный ремонт на одну из станций техобслуживания (СТО), с которой у страховой кампании заключен договор. Выбрать желаемую СТО страхователь может как на этапе оформления договора, так и на этапе урегулирования убытка. И, во-вторых, при ремонте не допускается использование бывших в употреблении запчастей.

Законом предусмотрены исключения. Так, вариант установки бывших в употреблении запчастей может быть рассмотрен по взаимному согласию, например, если на пострадавшую машину невозможно найти новые детали в силу ее возраста.

Кроме того, по согласованию со страховщиком, страхователь сможет отремонтировать автомобиль на сервисе по своему выбору. Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой организации.

В новой редакции закона теперь обязательным условием является удаленность СТО, которая должна быть не более, чем в 50 километрах от дома автовладельца или от места ДТП, как удобно страхователю. Исключением является случай, если страховщик за свой счет организует транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта и обратно.

Законодательно установлены требования к организации ремонта. Срок проведения ремонта должен быть не более 30 дней, при нарушении сроков за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься неустойка в размере 0,5% от размера страхового возмещения. Минимальный гарантийный срок на ремонтные работы автомобиля составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев.

Ремонт транспортных средств не старше двух лет, находящихся на гарантии, должен производиться у официального дилера.

Подать заявление о страховом возмещении в свою страховую компанию потерпевший может, если выполняются условия получения прямого возмещения убытков: ДТП произошло с участием двух автомобилей, застрахованных в рамках ОСАГО, и при этом нет пострадавших. В остальных случаях заявление подается в страховую компанию виновника ДТП. Следует отметить, что с 25 сентября 2017 года вступает в силу редакция закона, в которой перечень случаев прямого возмещения убытков в ОСАГО будет расширен.

В случае выявления недостатков проведенного ремонта автовладелец обращается с заявлением к страховщику. Если решить проблему не удастся, неудовлетворенный ремонтом автовладелец может обратиться с жалобой в Банк России.

В целом оба изменения в закон об ОСАГО, вступившие в силу в 2017 году, призваны улучшить ситуацию с доступностью ОСАГО на рынке автострахования и направлены на защиту интересов как автолюбителей, так и добросовестных страховщиков.

 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время