На прошлой неделе Минфин РФ опубликовал для публичного обсуждения поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В них министерство предлагает изменить сроки действия полисов ОСАГО, максимальную сумму возмещения ущерба и подход к формированию тарифа. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, сообщает пресс-служба Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

Основные изменения, которое предлагает внести министерство:

  • Увеличение размера возмещения ущерба до 1 или 2-х миллионов рублей (по обоюдному согласию сторон).

  • Увеличение срока страхования по ОСАГО – до 3-х лет (по обоюдному согласию сторон), тариф при этом не меняется на протяжении всего срока страхования.

  • Возможность установления индивидуальных тарифных коэффициентов с учетом истории вождения автовладельца, которая должна учитывать стиль вождения, штрафы ПДД, страховые случаи. История вождения обнуляться не будет.

  • Подход к применению базовых ставок тарифа и тарифные коэффициенты – остается за страховой компанией.

  • Возможно установление максимального размера стоимости полиса ОСАГО.

  • Возможность использовать устройства телематики для получения скидок за аккуратную езду.

Зачем это нужно?

Ситуация на рынке ОСАГО далека от идеальной. На сегодняшний день в выигрыше от действующей системы остаются только криминальные автоюристы, нечестным образом получающие по суду выплаты за чужие ДТП со страховых компаний. Сегодня ущерб от их деятельности исчисляется миллиардами рублей: за два последних года автоюристы получили более 55 млрд рублей. И только 10% от этих денежных средств дошли до потерпевших.

Сегодня существует жесткое ограничение на максимальный размер стоимости полиса ОСАГО с учетом всех повышающих коэффициентов.

  • 3-х кратный размер базового страхового тарифа, умноженный на коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ);

  • При наличии грубых нарушений условий страхования (КН), 5-и кратный размер базового страхового тарифа, умноженный на коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства.

При этом самый большой размер понижающего коэффициента распространяется только на 4 ДТП в год, если их 5 или 10, стоимость полиса больше не изменится. Именно этим пользуются автоюристы при реализации мошеннических схем: полис за 10 тысяч рублей отрабатывают по максимальному количеству ДТП.

 

Поэтому профильные министерства и ведомства пришли к выводу, что ситуацию с тарифами и выплатами в ОСАГО необходимо менять в сторону повышения справедливости: как для аккуратных автовладельцев, так и для страховщиков. Тогда и полис купить будет проще, и автоюристы исчезнут. Будет найден баланс интересов.

«Это нормальная общемировая практика в контексте обязательного страхования автогражданской ответственности. Нарушители правил дорожного движения, а также водители, которые провоцируют эти ДТП, четко отслеживаются и наказываются. Наказание может доходить до космических штрафов, вплоть до изъятия автомобиля. Аккуратные же водители, не производящие рисковых ситуаций, покупают полис по номинальной стоимости. Таким образом, космического подорожания ОСАГО не будет. Пострадают только те, кто будет участвовать в схемах незаконного обогащения», - отмечает Павел Самиев, управляющий директор НРА.