Яндекс запустил в глобальную сеть говорящую "Алису" - комментарий

23:12 13 октября 2017

Компания «Яндекс» официально запустила голосовой помощник «Алиса». Она работает на основе нейронной сети, распознает речь с точностью, близкой к человеческой. «Алиса» строит маршруты, рассказывает последние новости, передает прогноз погоды и находит любую информацию в интернете. Перспективы у помощницы большие, рассказал в эфире радио Sputnik руководитель продукта «Алиса» Илья Субботин.
 
«Женский голос у помощника – безопасный выбор, потому что мало кому  не нравятся женские голоса, но очень легко попасть в ситуацию, когда мужской голос не нравится. У нас в продукте в одном месте  используется и мужской голос. Мы придумали такую вещь: когда вы попросите «Алису» прочитать последние новости, она позовет своего коллегу из «Ядекс.Новостей», и он прочитает новости хорошим дикторским голосом. Его имя мы пока не рассказываем. Компания, старается сделать хорошо пользователям, понять, что им интересно, что им нужно, утолить информационные потребности. Имя выбирали пользователи. Мы пробовали и думали много разных имен. К имени, которое будет использоваться в помощнике, есть определенные технические требования. Например, имя не должно содержать много шипящих, потому что сложно иногда распознавать. Не должно быть кусочком распространенного слова. У нас была гипотеза Майя, очень красивое хорошее имя, но как только вы говорите «9 мая» вдруг просыпается помощник и начинает с вами общаться. Не должно быть «р», потому что иногда дети не очень хорошо выговаривают. В итоге получился шорт-лист имен, которые хорошо подходили к помощнику. Еще мы хотели, чтобы у помощника был определенный характер, и мы это прорабатывали, думали, какие качества могут быть, как она должна реагировать, может быть, на грубость. В конечном итоге мы провели интересный опрос среди пользователей. Брали какое-то качество будущего ассистента, задавали вопрос. Например, кто из этих имен, по вашему мнению, более корректный, аккуратный, готов прийти на помощь. Качества пересекли с именами, в конечном итоге получили цифры, по которым «Алиса» сильно лидировала. Мы поняли, что это имя будет воспринято хорошо. Есть много разных приятных ассоциаций в нашей культуре, мне кажется, что с именем мы угадали. С образом мы пока старались не экспериментировать, потому что образ сразу ко многому обязывает, и не угадать с образом еще легче, чем не угадать с именем. Мы думаем, держим в голове эту историю, но пока мы с ним серьезно не работали. А вот с характером – да. Конечно же, это не полноценный взрослый человек, у которого все эти качества в полной мере проявлены. «Алиса» вежливая, обращается на «Вы», потому что многих на «ты» может задеть, старается быть корректной, не допускает хамства или панибратства, держит определенную дистанцию, но при этом всегда готова помочь, подсказать что-то и прийти на помощь. С юмором, без него было бы грустно. «Алиса» в какой-то мере учитывает, что с ней общается пользователь «Яндекса». Если, например, вы пользуетесь «Яндекс.Навигатором»,  и у вас отмечены точки «Дом», «Работа», то можно просто сказать : «Алиса, поехали домой», и она расскажет, как вам добраться, сколько это будет по времени. Если точки не прописывались, она спросит, и сама их туда добавит. В этом смысле она интегрирована с вашим аккаунтом в «Яндексе». Что касается продуманных сценариев, есть много кейсов, которые мы очень внимательно прорабатывали, это погода, маршруты. Да, в каком-то смысле можно называть это сценарием. Это целые классы вопросов, на которые мы знаем определенные ответы. При этом «Алиса» узнает разные вещи в поиске. Самое популярное в сети сейчас – механизм, который мы называем «нейронная болталка». Это разговор на свободную тему. Это наше ноу-хау в этом месте. Чтобы построить механизм, нужно много разнородных данных, поэтому при ответах Алиса пока что начинает немного чудить, может представиться не собой. Думаю, в этом месте и есть будущее такого класса продукта – индивидуализация. «Алиса» не зря называется помощником, потому что это учет именно ваших потребностей. В диалоговой системе проще что-то объяснять. Персонализация – одна из самых важных и интересных задач, которые мы будем выполнять. «Алиса» пока не очень полиглот, достаточно уверенно справляется с русским языком. В тех странах, где включена русская настройка интерфейса, она может работать. Если будет интерес, можно будет говорить о перспективах другого языка.  Пока что «Алиса» частично интегрирована в телефон. Чтобы полностью управлять телефоном, нужно изнутри приложения подняться на уровень повыше. Пока что мы работает в приложении. Конечно, все сравнивают и смотрят, что умеет один персональный помощник, другой. Грубо говоря, люди друг от друга тоже ничем особо не отличаются, а посмотришь повнимательнее – все разные.  В первую очередь «Алиса» отличается режимом, в котором можно просто с ней поговорить. Мы немного по-другому отвечаем на вопросы, где-то лучше учитываем предпочтения наших пользователей, маршруты, поиск и выбор места. На русском языке полноценно и массово работает пока только Siri. Но это все-таки помощник по iPhone. А у нас есть поисковые сервисы, огромное количество фактов, на которые можно сразу ответить. Есть возможность быть более насыщенными», - рассказал разработчик.

 

https://ria.ru/radio/



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время