Большому Уссурийскому острову нужны федеральные деньги для коренного переустройства

10:44 10 марта 2017

Остров Большой Уссурийский остров расположен в ближайшем пригороде Хабаровска через Амурскую протоку реки Уссури, имеет площадь в 350 квадратных километров. 14 октября 2008 года по окончании демаркации российско-китайской границы  часть его территории вместе с островом Тарабаровым были переданы Китаю.

На первый взгляд – это пустынная земля, низина с множеством озер и болот. Но на ней всегда жили, и по сей день живут люди. Несмотря на катастрофическое наводнение на Амуре в 2013 году, когда остров был практически полностью затоплен.

Сегодня на российской части осталось два поселения – ближе к границе с Поднебесной – бывший Укрепрайон (официально – островная часть села Бычиха Хабаровского района) с населением в 130 человек и расселенный после наводнения на Амуре поселок Уссурийский, относящийся к Индустриальному району Хабаровска. В нем, по последним данным осталось около 50 жителей.

Мы решили собственными глазами рассмотреть, как живут островитяне сегодня.

Близко-далеко

Главная проблема, которая бросается в глаза сразу – отсутствие официальных дорог. От этого уже и все остальные: нет социальной инфраструктуры – магазинов, школ, фельдшерско-акушерских пунктов. Одним словом, кажется, что жизнь здесь замерла где-то в 90-х… Покосившийся «летник» для скота напоминает о когда-то мощном сельхозпредприятии «Заря», пустые глазницы административных сооружений Укрепрайона – об ушедшей советской эпохе.

Несмотря на то, что 23 октября 2013 года был открыт почти километровый капитальный мост через Амурскую протоку, соединивший Хабаровск с Большим Уссурийским островом, он своим асфальтом прямиком вышел на … сельскохозяйственную дамбу, по которой и ездят до сих пор, в обход запрета Минсельхоза. Машины скорой помощи, полиции и других служб сюда официально курсировать не имеют права. Что говорить об автобусных маршрутах.

Это касательно ближайшего к мосту Укрепрайона.

А до поселка Уссурийский мы на внедорожнике «Прадо» с первого раза и вовсе не доехали – мартовские снежные переметы свели на нет все наши попытки «прорваться» по заметенной колее. Благо во второй раз по «дороге» прошел трактор. «Долетели» за два часа.

Конечно, если жителям Укрепрайона удобнее добираться до материка через мост (оставшиеся 11 километров дороги-дамбы по неофициальной договоренности с властями района чистят от снега зимой), то островитянам «Чумки» (народное название поселка Уссурийский - в XIX — начале XX века в этом месте была стоянка прибывших из Китая судов для прохождения противочумного карантина,- Прим. Ред.), гораздо ближе летом – на катере, зимой – по льду Амурской протоки напрямую из Хабаровска (4 км). Если добираться из Хабаровска через мост – около 50 км.

Поездка на катере в одну сторону из Хабаровска обходится в 140 рублей. Зимой - по стихийной переправе, на свой страх и риск.

Но здесь к такому повороту жизни давно привыкли. Городские власти сетуют на дороговизну содержания официальной переправы (1,5 млн. рублей в сезон), да и работает она максимум 45-50 дней в году. Ну и, как водится, сам поселок официально расселен после наводнения 2013 года. Поэтому проживающие в нем граждане у чиновников числятся «дачниками».

Чем живут

После наводнения жители Укрепрайона, чьи многоквартирные дома (два многоквартирных дома) не были признаны аварийными, требовали у властей всех уровней решить вопрос с официальной дорогой, либо полным расселением оставшихся на материк. К делу подключили общественность, СМИ. Кто только не пытался влезть в камеру, «решая» проблемы островитян.

Однако властям Хабаровского района удалось найти компромисс – отыскали 300 тысяч рублей, частично отремонтировали здание местной школы, открыли в нем группу временного пребывания для дошкольников. Местным жителям предоставили бесплатный микроавтобус для поездок на материк. Установили новый котел в котельную. При том, что большинство жителей Укрепрайона услуги ЖКХ вообще не оплачивает. Школа – в Бычихе, поликлиника – в Некрасовке. Работают, ездят. Так и живут.

В посёлке Уссурийском, который после наводнения официально перестал существовать, снесли несколько двухэтажных домов, жителям выплатили полагающиеся компенсации, либо расселили. Конечно, остались и недовольные. Тем не менее, мы лично убедились в том, что свет в «несуществющем» поселке присутствует, вода тоже. Через остров проходят линии электропередач от Зейской и Бурейской ГЭС в Хабаровский и далее в Приморский край.

Из работы – лишь Ремонтно-отстойный пункт Амурского речного пароходства (РОП). Чистят русло Амура, устанавливают знаки для движения по фарватеру, в общем - обеспечивают работу всей системы движения судов по Амуру. Всего, на момент нашего визита в предприятии трудилось 17 человек: капитаны, механики.

По словам мастера ремонтно-отстойного пункта Юрия Шадринцева, здесь, на Большом Уссурийском, его пункт – стратегический объект. Работают, несмотря на то, что после наводнения большинство ремонтных цехов пришло в негодность. «Навигацию надо открывать, первые – мы. Буи, знаки, створы. Участки от Троицкого до Пашкого (населенные пункты, расположенные вдоль Амура – Прим.Ред.), река Уссури, Тунгуска. Летом теплоходы работают, а зимой меняем днище, корпуса, дизеля, валы», - рассказал он.

Сетует на то, что Благовещенское речное училище перестало выпускать кадры. Поэтому в штате в основном – пенсионеры, их около половины.

Люди

Тем не менее, хабаровчане продолжают скупать брошенную недвижимость на Большом Уссурийском. Активно строят дома, не боясь угрозы возможного наводнения в будущем.

«Кто хотел, тот остался. Я старый дом не стал восстанавливать. Летнюю кухню переделал. Рыбалка, охота, огород. Вышел, сходил к другу в гости. Что в городе делать? Я здесь родился, это моя Родина», – поделился своими мыслями островитянин Сергей Лялькин.

Работница местного РОПа также на жизнь не жалуется: «Нормально живем, работаем на флоте. Зарплата стабильная. Знаю, что собираются завозить магазин в марте. Я повар на теплоходе. Они у нас лоцманские», - рассказала она.

Еще один крепкий островитянин Александр Ивасько показывает нам свой справный дом, раскрашенный яркими красками. Рассказывает про островной быт после лета 2013 года:

«Нормально живу, здесь с женой работаем в РОПе. Дом после наводнения просушили, ободрали. У кого дома хорошие – все остались. Вот когда я был маленький – каждый год было наводнение - из окон рыбу ловили. Правда, тогда у нас и дома на рёлках (возвышенность с деревьями посреди болот – Прим.Ред.) стояли. А в 70-х годах поселок Уссурийский отсыпали, мы переехали сюда.

Сейчас зимой пешком ходим, а когда дорога есть – машинами. Но сейчас в марте лед тонкий. Сами промеряем, рыбаки это делают. Одеваем рюкзачки – и пошли в город. Плохо без магазинчика», - сетует он.

Перпективы

Если китайцы на своей, западной части острова поставили новую пограничную заставу, построили парк водно-болотистых угодий, гостиничный комплекс, ботанический сад и 81-метровую пагоду, с которой открывается шикарный вид на русский берег, то преобразование российской части Большого Уссурийского еще в стадии планирования. В АО «Корпорации развития Хабаровского края» уже разработали концепцию развития Большого Уссурийского рекреационного и духовно-просветительского направления, для ее реализации требуются федеральные деньги.

Из реальных перспектив, на которую надеется хабаровская общественность и бизнес - создание сухого порта с площадками для хранения грузов.

«В условиях полярно изменившихся торгово-экономических связей именно производители Хабаровского края заинтересованы в создании на Большом Уссурийском крупного транспортно-логистического хаба для поставок на китайский рынок», - считает председатель хабаровского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства Сергей Мазунин. Добавляя, что в крае, в отличие от соседних регионов, подобного серьезного международного транспортного узла нет.

Кстати, вокруг Хабаровска в данный момент в рамках государственно-частного партнерства строится объездная дорога, на которую у региональных властей возложены большие надежды. Возможно – дорога станет частью большого бизнес-проекта, связанного с приграничным торговым партнерством.

Но это перспектива ближайшей пятилетки. А пока местные власти своими силами зимой обеспечивают жизнь и быт оставшихся на острове людей. Расчищают неофициальную дорогу-дамбу от снежных заносов. Решают вопрос с постройкой официальной «грунтовки» (в этом году должны пройти тендер на ее проектирование). Мэрия, в свою очередь, продолжает субсидировать речных перевозчиков для доставки на остров дачников.

Одно остается предельно ясным – русские люди с Большого Уссурийского не уйдут. Это их земля, их малая Родина. А вот как сделать, чтобы всем жилось нормально – вопрос открытый и требующий скорейшего решения.

Станислав Ерофеев.

Фото автора.



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время