Как работает натуральное возмещение в ОСАГО в новых условиях - комментарий ЦБ

14:18 17 июня 2017

С 28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, согласно которым устанавливается приоритет натурального возмещения над денежной выплатой. Таким образом, в случае причинения ущерба в результате ДТП приоритетной формой компенсации является восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, а не денежные выплаты (за исключением ряда случаев, установленных законодательством).

Эти правила работают только в отношении новых договоров ОСАГО и касаются автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Для действующих договоров условия остаются прежними. То есть, изменения полноценно будут касаться всех страховых случаев только тогда, когда все автомобилисты страны получат новые полисы ОСАГО.

Согласно разъяснениям Банка России, в случае участия в ДТП автовладельца с новым и старым полисом ОСАГО используется следующий порядок.

Если у потерпевшего в ДТП новый полис ОСАГО (договор заключен начиная с 29 апреля 2017 года) и урегулирование убытка происходит по процедуре ПВУ (прямое возмещение убытков: потерпевший идет за выплатой к своему страховщику), то работает приоритет ремонта.

Если условия ПВУ не выполняются (причинен ущерб более чем двум авто и/или есть пострадавшие), ремонт как преимущественный способ урегулирования убытков применяется в случае, если новый полис ОСАГО (с 29 апреля 2017 года) имеет виновник ДТП.

Таким образом, если у пострадавшего в ДТП новый полис ОСАГО, то он обращается в свою страховую компанию, при наличии у пострадавшего в ДТП старого полиса, а у виновника ДТП – нового полиса обращаться следует в страховую компанию виновника аварии, которая обеспечит натуральное возмещение.

Основная цель закона – улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков в ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что введение приоритета ремонта в ОСАГО будет способствовать повышению доступности этого вида страхования в проблемных регионах.

Новая система выгодна для автовладельцев по двум основным причинам.

Первая – то, что теперь организацией ремонта будет заниматься не автовладелец, а страховая компания, которая выдаст направление на ремонт в выбранную автовладельцем мастерскую, с которой у нее заключен договор.

Выбрать станцию технического обслуживания (СТО) можно как на этапе заключения договора ОСАГО, так и на этапе урегулирования убытков. 

Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска, обслуживаемых ими транспортных средств и примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться. Таким образом, автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.

Обязательным условием теперь является удаленность СТО, которая должна быть не более 50 километров от дома автовладельца или от места ДТП, как удобно страхователю.

Второй важный момент – то, что при ремонте машин будут использоваться новые запчасти. Законом предусмотрено, что при восстановительном ремонте поврежденной машины не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих деталей.

Вариант установки бывших в употреблении запчастей может быть рассмотрен по взаимному согласию, например, если на пострадавшую машину невозможно найти новые детали в силу ее возраста.

Если страховщик в состоянии обеспечить указанные выше условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами.

Особые условия действуют для новых автомобилей, не старше двух лет. Их ремонт будет производиться в СТО официальных дилеров, осуществляющих гарантийное сервисное обслуживание.

В законе напрямую установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений – случаи полной гибели автомобиля или превышение размера ущерба установленного законом лимита страховых сумм (400 тысяч рублей), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наличие инвалидности или смерть потерпевшего. Т.е. это случаи, когда пострадавшему важнее получить денежные средства, например,  на лечение, а не на ремонт автомобиля. Кроме того, страховщик также заплатит деньгами, если не сможет обеспечить ремонт. Например, у него на данный момент нет сервиса, удовлетворяющего условиям закона.

Также, по согласованию со страховщиком, страхователь сможет отремонтировать автомобиль на сервисе по своему выбору. Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

Законодательно установлены требования к организации ремонта. Предельный срок, в течение которого страховая компания силами автосервиса обеспечивает ремонт автомобиля, – максимум 30 дней. Реальные сроки могут быть меньше. Если эти сроки нарушаются, то за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься неустойка в размере 0,5% от размера страхового возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода. И один год – на кузовные и лакокрасочные работы.

 

На страховой компании лежит ответственность не только за сроки, но и за качество ремонта. В случае выявления недостатков проведенного ремонта автовладелец указывает их в акте приема-передачи при получении транспортного средства от СТО и обращается с заявлением к страховщику.

В течение пяти рабочих дней страховая компания обязана организовать осмотр транспортного средства. Если в ходе осмотра выясняется, что недостатки можно исправить путем повторного ремонта, то страхователь получает на него направление. Если же повторный ремонт невозможен, то страховщик обязан перечислить потерпевшему страховую выплату.

Если решить проблему не удастся, неудовлетворенный ремонтом автовладелец может обратиться с жалобой в Банк России. При неоднократном нарушении обязательств по организации и оплате восстановительного ремонта страховая компания может лишиться права на натуральное возмещение по ОСАГО.

Банк России рассчитывает, что экономическая заинтересованность страховых компаний в возможности осуществлять натуральное возмещение будет стимулировать их к добросовестному исполнению обязательств не меньше, чем нормы о неустойке.

 

 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время