Лососевые нерестилища Амура пустые, общественники требуют разработки программы возрождения популяции - WWF России

16:39 15 февраля 2022

WWF России вместе с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края и партнерами требуют провести общественные обсуждения Стратегии промысла тихоокеанских лососей в Хабаровском крае в 2022 году и принять в расчет результаты независимого обследования нерестилищ при определении рекомендованного объема вылова осенней кеты в Амуре.

 Иначе как катастрофой то, что произошло на нерестилищах Амура, не назовешь. В этом были единодушны все участники пресс-конференции по лососю, состоявшейся 10 февраля в Хабаровске, в Институте водных и экологических проблем ДВО РАН. WWF России, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края вместе с экспертами и волонтерами представили результаты общественного мониторинга заполнения нерестилищ тихоокеанских лососей на Амуре за последние 4 года и озвучили основные требования для сохранения и устойчивого использования популяций лососей.

«Четыре года мы следим за результатами общественного мониторинга на нерестилищах и бьем тревогу. Пора всем посмотреть правде в глаза и перестать себя обманывать: рыбы на нерестилищах нет. WWF России требует минимум на 4 года закрыть промышленный лов осенней и летней кеты в бассейне реки Амур для восстановления воспроизводства их группировок. Пока в низовьях Амура и Амурском лимане успевают добывать кету в промышленном масштабе, до нерестилищ и людей, живущих на притоках Амура, рыба просто не доходит. И это явные признака перелова и недостатков в управлении промыслом. Пора менять приоритеты и ставить на первое место необходимость сохранения воспроизводства лососей, – высказала мнение общественности Ольга Чеблукова, координатор проектов по ООПТ Амурского филиала WWF России. – У нас есть данные, которые демонстрируют, что в 2022-2024 больших уловов кеты ждать не стоит. Жизненный цикл кеты составляет 4 года, чудес не бывает. Если не было производителей 4 года назад, не будет и их потомства. Промышленный лов надо временно запрещать, и поскорее, чтобы не повторять судьбу амурской летней кеты и горбуши на Сахалине. Несмотря на то, что промысел этих лососевых уже запрещен, их популяции не восстанавливаются. Потому что момент был упущен. Нельзя допустить этого с осенней кетой на Амуре».

Запасы осенней кеты в Амуре стремительно сокращаются. На естественное снижение подходов лососей, которое началось в 2017 году, наложилась чрезмерная эксплуатация в результате легального и нелегального промыслов. С 2018 года предварительно обученные добровольцы Ассоциации КМНС Хабаровского края при поддержке Амурского филиала WWF России обследуют нерестовые притоки, привлекая независимых ихтиологов.

Норма заполнения нерестилищ составляет около 50 рыб на 100 м² площади. Общественный мониторинг подтвердил критически низкое заполнение нерестилищ на основных нерестовых притоках Амура. В 2018-2020 годы цифры составили от 0,1 до 2,6 экземпляров рыб на 100 м² нерестилищ. Максимум падения был достигнут в 2021: общественный мониторинг подтвердил тотальное отсутствие рыбы на Амгуни, Анюе, Тунгуске, Горине и Гуре.

 «Я не знаю, почему уроки 2017 года, когда произошло резкое уменьшение численности производителей лососевых, не были  учтены в 2021 году. То, что случилось, - большая трагедия. В 2021 году, обследуя Гур и Горин, мы не увидели ничего. Есть сети, а рыбы нет», – с горечью говорит Любовь Одзял, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края.

«По сравнению с 2020 годом, в 2021 плотность кеты на нерестилищах упала в где-то в 100 раз. Средняя плотность  составила 0, 01 рыбы на 100 м². Это в 5000(!) раз ниже, чем рекомендует наука. Это конечно, биологическая катастрофа, – констатирует Михаил Скопец, учёный-ихтиолог, эколог, кандидат биологических наук, специалист по лососёвым рыбам Дальнего Востока, участник ежегодного мониторинга на Анюе. – Я в ихтиологии проработал всю жизнь. Управление стадами рыб, конечно, надо перестраивать. И поворачиваться это управление должно от промысла –что там нужно промысловикам - к тому, что нужно данной популяции. А промысел – срезать излишки».

Как отмечалось на пресс-конференции, показательна и отрицательная динамика уловов осенней кеты. Максимум уловов был взят в 2015 году – 28 тыс. тонн. Далее пошло снижение: в 2019-2020 годах удалось поймать только половину от обещанного ХабаровскНИРО прогноза (8,1 и 7,8 тыс., соответственно) при пустых нерестилищах. В 2021 году удалось поймать только 5,5 из 13 тыс. тонн разрешенного объема.

Браконьерство является ещё одной колоссальной проблемой на Амуре.

«Мы живем в бассейне Амура, площадь которого 1,8 млн кв. км, а площадь нерестилищ, где сконцентрирован лосось, составляет всего лишь 20 кв. км. То есть одна тысячная от всей площади бассейна. Наверное, пришла пора это богатство охранять и вести государственный мониторинг естественного воспроизводства, — говорит Сергей Золотухин, ихтиолог, специалист по лососям, кандидат биологических наук, всю жизнь занимающийся тихоокеанским лососем. — Необходимо объективно оценивать число производителей, которые отнерестились и появились на свет в нерестилищах Амура. Они ведь не просто так погибли. Нельзя эти годы – до 2025 года – производить промышленный лов. Это по-хапужьи. Нет родителей, не будет и потомков».

Уже 4 года WWF России вместе с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края отправляют отчеты о результатах обследования нерестилищ в Росрыболовство, во ВНИРО, в ХабаровскНИРО. Однако эти данные, видимо, не учитываются при составлении прогноза подходов лососей в р. Амур и при принятии мер по управлению их промыслом. Разрешенный объем изъятия продолжает устанавливается несоразмерно высоким по сравнению с имеющимся запасом.

Общественники убеждены: стратегия промысла тихоокеанских лососей на Амуре нуждается в капитальном обновлении и пересмотре приоритетов, в основании пирамиды которых сначала должны лежать интересы воспроизводства популяций, потом – местных жителей, и дальше уже – промышленных компаний. Без этого лососей на Амуре не сохранить. А значит, проиграют все.

 

 

 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время