В Хабаровском крае переделали топливный рынок в пользу «своих поставщиков»

12:46 02 октября 2019

В Хабаровском крае сложилась критическая ситуация с централизованными поставками топлива в северные муниципальные районы с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2019 года. Сроки «северного завоза» фактически обнулились, а в муниципалитетах по-прежнему ощущается дефицит топлива и финансов для его приобретения. Личная выгода и коррупционная нажива оказалась выше требований действующего законодательства и благополучия потребителей.

Передел топливного рынка в Хабаровском крае начался с первых дней 2019 года. Он ознаменовался перестановками на капитанском мостике отрасли. Комитет по ТЭКу правительства края возглавил В. Белов, а ключевое предприятие ООО «Межрайтопливо» - А. Хрипун. Они предприняли усилия, результатом которых стало вытеснение с рынка завоза нефтепродуктов в муниципальные районы проверенных поставщиков и замещение их аффилированными компаниями, не имеющими опыта работы на данном направлении.

Учредителями ОО «Межрайтопливо» являются 16 муниципальных районов Хабаровского. Предприятие заключает с каждым районом договор. За вознаграждение оно берет на себя обязательства организовать и провести конкурсных отбор предприятий – поставщиков, перевозчиков, перевальщиков с целью завоза нефтепродуктов и угля для предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой и электрической энергии для населения, предприятий, от учреждений различных форм собственности.

В 2016 году «Межрайтопливо» провело отбор и заключило рамочные соглашения с 9 компаниями. Дальше схема работала просто. Из того или иного района в «Межрайтопливо» поступала заявка, оно запрашивало у отобранных предприятий коммерческие предложения и, выбрав наиболее выгодное (с самой низкой ценой), заключало договор поставки.

Районы получали топливо и оплачивали его, переводя деньги на счет «Межрайтопливо». Но финансирование ведется через край. Финуправление каждого района направляет в край заявку о субсидировании, связанном с применением регулируемых тарифов. Край принимает окончательное решение о переводе денег в районы. Средства на осуществление завоза заложены в бюджет края, за них проголосовали депутаты. Процедура происходит в рамках закона 223-ФЗ. Так что, все должно быть четко и строго. Как и было до 2019 года.

Первой под раздачу попала компания «Флагман», которая в 2018 и 2019 годах осуществила поставки в соответствии с договорами с «Межрайтопливо» в 9 районов. Муниципальные районы в течение первого квартала 2019 года осуществили оплату за эти поставки в адрес оператора, однако «Межрайтопливо» до сих пор не осуществило оплату за них. На сегодняшний день долг перед компанией за уже осуществленные поставки составляет 775 миллионов рублей, есть решения судов, предписывающих бюджетным организациям выплатить задолженность, однако они не платят, пользуясь так называемым «бюджетным иммунитетом».  И это коснулось не только «Флагмана».

В результате ряд надежных партнеров, осуществлявших северный завоз, просто отказался работать с новой командой. Это привело к тому, что по состоянию на середину августа план завоза в северные районы составил лишь 35% при  норме в 70 %. И это при том, что благоприятный период навигации для районов Охотоморского побережья края заканчивается в первой половине сентября, а для районов, расположенных в бассейне реки Амур - в конце сентября. 

По оценке наблюдателей, такая ситуация сложилась на территории Хабарвоского края впервые и явилась следствием прямого вмешательства органов исполнительной власти в схему завоза нефтепродуктов. Выразилось это в навязывании ООО «Межрайтопливо» «своего» поставщика – ООО «Востоктрейд». Этот поставщик вошел в схему централизованных поставок после смены руководства ООО «Межрайтопливо» в январе 2019 года.

Новым генеральным директором «Межрайтоплива» А. Хрипуном, думается, не без «указания» председателя комитета по ТЭК В. Белова и непосредственного владельца ООО «Востоктрейд» А. Гладких, к участию в конкурсных процедурах и дальнейших поставках топлива были допущены аффилированные с А. Гладких ООО «Востоктрейд» и ООО «Инмаекс».

Также А. Гладких самостоятельно привлек для поставки нефтепродуктов автомобильным транспортом в адрес «Межрайтопливо» аффилированное с ним ООО «Нормаль». Эти компании не отвечали условиям отбора, так как не имели должного опыта исполнения контрактов по поставкам нефтепродуктов.

На это обстоятельство участники рынка не раз обращали внимание А. Хрипуна, но безрезультатно. Кроме того, при исполнении договоров поставки нефтепродуктов неоднократно, в нарушение действующего законодательства о закупках в рамках 223-ФЗ, генеральными директорами «Межрайтопливо» и «Востоктрейд» подписывались соглашения об увеличении цены поставляемых нефтепродуктов.

Также, скорее всего, по указанию В. Белова, которое, наверно, не могло быть самостоятельным, денежные средства муниципальных районов Хабаровского края,  предназначенные для оплаты поставщикам за поставленные в 2017-18 годах нефтепродукты, были перечислены в адрес ООО «Востоктрейд» в нарушение их целевого назначения.

С этим поставщиком в нарушение требований 223-ФЗ и Положения о закупках ООО «Межрайтопливо» был заключен договор поставки угля. «Востоктрейду» новые хабаровские власти согласовали замену марки топлива, не взирая на то, подойдет ли она под имеющееся оборудование охотоморских котельных… Если нет, то заменить его будет нечем.

Чем это чревато для жителей северных районов, даже страшно подумать.  А цена закупленного у этого поставщика угля для Советско-Гаванского и Ванинского районов и вовсе  увеличилась более чем на 20 % (с 55 до 67 млн. бюджетных рублей). При том, что закупать его будут не в нашем Чегдомыне, а аж в Красноярском крае! 

А ведь такое удорожание ляжет на конечных потребителей, но, похоже, возможность получения сверхприбыли за счет бюджетных средств возобладала над здравым смыслом и требованиями законодательства.

По оценке независимых экспертов, все закупки топлива для муниципальных районов в 2019 году были проведены с единственным поставщиком в нарушении 223-ФЗ. Цена после подписания договора была увеличена, сроки исполнения увеличены также без обязательного уведомления на сайте госзакупок. Это дает возможность осуществлять подлог документов.

Как видим, новый хабаровский кабмин привел  к поставкам «своих» людей. А новые поставщики уже успели серьезно «накрутить» ценник. В результате муниципалитеты оказались под двойным давлением: необходимо покупать  топливо по «новым» ценам у новых поставщиков и гасить долги прошлых периодов. 

Правительство региона пытается убедить общественность, что с завозом топлива все обстоит нормально, однако участники процесса этот факт категорически опровергают. Крупнейшая компания, снабжавшая северо-восточные территории края нефтепродуктами с 2016 по 2019-й годы, обратилась за поддержкой напрямую к Президенту РФ Владимиру Путину, не в состоянии решить вопрос на региональном уровне. 

«Местные администрации не просто не исполняет свои договорные обязательства, но и вступившее в законную силу решение Арбитражного суда. Приставы отказались предпринимать меры по принудительному взысканию денежных средств, ссылаясь на бюджетный иммунитет», - комментирует ситуацию финансовый директор экс-поставщика Д. Кузнецов. 

Бизнесмены просят главу государства инициировать изменения бюджетного законодательства в части, позволяющей чиновникам уклоняться от выполнения решений судебных органов. Иначе бизнес оказывается беззащитным перед произволом местных властей, как это и происходит в Хабаровском крае. 

Завоз нефтепродуктов в отдаленные районы Хабаровского края, грозит обернуться гигантским скандалом. Правительство Хабаровского края, затеяв «возню» с ТЭКом в нынешнем году, больше дестабилизировало его работу, чем навело порядок.

Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время